Логотип HRT 2011 В начале декабря истёк срок подачи заявок на участие в чемпионате мира 2013 года, и FIA опубликовала список команд участниц. Глядя на этот список, сразу же бросается в глаза тот факт, что уменьшилось количество участников. Таким образом, в следующем году в Формуле 1 нас ждёт соперничество всего лишь 11 команд.

Те кто внимательно следит за событиями в «королевских» гонках, наверняка уже догадались, что в списке не обнаружилась испанская команда HRT. Но об этом мы поговорим несколько позднее, а пока давайте внимательнее присмотримся к тем, кого мы увидим на трассах в следующем сезоне.

 

№ машины Гонщик Команда
1 Себастьян Феттель Red Bull Racing
2 Марк Уэббер Red Bull Racing
3 Фернандо Алонсо Scuderia Ferrari
4 Фелипе Масса Scuderia Ferrari
5 Дженсон Баттон Vodafone McLaren Mercedes
6 Серхио Перес Vodafone McLaren Mercedes
7 Кими Райкконен Lotus F1 Team
8 Lotus F1 Team
9 Нико Росберг Mercedes GP Petronas F1 Team
10 Льюис Хэмилтон Mercedes GP Petronas F1 Team
11 Sauber F1 Team
12 Sauber F1 Team
14 Sahara Force India F1 Team
15 Sahara Force India F1 Team
16 Пастор Мальдонадо Williams F1 Team
17 Вальттери Боттас Williams F1 Team
18 Scuderia Toro Rosso
19 Scuderia Toro Rosso
20 Caterham F1 Team
21 Caterham F1 Team
22 Marussia F1 Team
23 Marussia F1 Team

Так как многие команды подавали заявки заранее, то имён некоторых гонщиков, участие которых в чемпионате 2013 года уже было подтверждено, в этом списке нет.

На мой взгляд, особого внимания заслуживают 2 факта:

  1. Оба места в команде Williams заняты, при том, что болельщики узнали об это только в конце ноября. Это говорит о том, что либо контракты с обоими пилотами были подписаны уже довольно давно, либо о том что Williams подавала заявку на участие в чемпионате в самый последний момент
  2. Номер машины Нико Росберга меньше номера болида его партнёра Льюиса Хэмилтона, что говорит о том,  что формально именно Нико будет «первым номером» Mercedes, тогда как в предыдущие годы он уступал это право Михаэлю Шумахеру.

Теперь, когда мы уделили внимание оставшимся командам Формулы 1, можно вернуться к HRT и вспомнить как развивалась история этой небольшой испанской команды.

История HRT

История команды HRT в Формуле 1 началась три года назад, когда перед сезоном 2009 года FIA и её тогдашний руководитель Макс Мосли приняли решение расширить количество команд в Формуле 1 с девяти до тринадцати. Новые участники чемпионата заманивались обещанием введения лимитирования бюджетов на уровне 40 млн. фунтов стерлингов, что позволило бы новым командам при наличии толковых инженеров конкурировать с грандами. В результате конкурса одно из вакантных мест досталось Адриану Кампосу, который к тому времени покорил со своими командами все молодёжные серии.

Адриан Кампос

Для Адриана этот шаг выглядел весьма логичным. Однако, Формула 1 разительно отличается от всех молодёжных серий. И в первую очередь эти различия проявляются в финансировании – участие в “королевских” гонках стоит гораздо дороже. Ещё до старта своего первого сезона в Формуле 1 Кампос признал, что не в силах потянуть этот проект, о чём сообщил Берни Экклстоуну. У Campos Meta (именно под таким названием команда должна была выйти на старт) не нашлось денег даже на покупку двигателей и оплату разработки шасси. При поддержке Берни команду удалось продать испанскому бизнесмену Хосе-Рамону Карабанте.

Карабанте изменил название команды на HRT (Hispania Racing F1 Team) и вложил средства в её развитие, что позволило создать машину к первому Гран-При 2009 года. Руководить командой был привлечён “кризисный менеджер” Колин Коллес.

Карун Чандхок за рулём HRT (2010 год)

Машины были собраны буквально накануне квалификации первой гонки сезона, поэтому не удивительно, что ни один из пилотов, коими стали Бруно Сенна и Карун Чандхок, не смог пройти квалификацию – оба не уложились в 107% и не были допущены к гонке.

Дальше дела худо-бедно стали налаживаться, но денег всё равно не хватало. Команда пыталась всеми способами найти финансирование, чтобы решить проблемы, и вскоре началась настоящая чехарда пилотов – HRT превратилась в прокатную команду. За рулём болидов оказывались те, чьи спонсоры готовы были выложить определённую сумму. Бруно Сенна, Карун Чандхок, Сакон Ямамото, Кристиан Клин – кто из них проведёт ту или иную гонку зачастую определялось непосредственно перед Гран-При.

Удивительно, но несмотря на все проблемы HRT умудрилась не занять последнего места по итогам сезона. Испанской команде удалось опередить Virgin по большему количеству 14 мест.

Следующий сезон прошёл для HRT в похожем ключе. Денег по-прежнему не хватало, а по скорости машина чаще всего оказывалась последней. Даже в первом Гран-При, как и год назад, не удалось пройти квалификацию. Пилотами HRT в этом году были Тонио Льюцци и Нараин Картекиян, но по ходу сезона Нараина заменил Даниэль Риккардо. И вновь, к удивлению многих, испанской команде удалось завершить чемпионат не на последнем месте.

Презентация болида HRT (2011 год)

В итоге Хосе-Рамону Карабанте надоело нести убытки и он продал команду. Новым владельцем стал инвестиционный фонд из Испании  Thesan Capital. Колина Коллеса на посту руководителя команды сменил Луис Перес-Сала. Казалось, что результаты не заставят себя долго ждать.

О серьёзности намерений новых владельцев говорил и тот факт, что одним из пилотов стал опытный Педро де ла Роса, причём контракт с ним был подписан сразу на два года. Вторым пилотом стал Нараин Картекиян. По ходу сезона команда даже перебралась на новую базу в Мадриде.

Но итоги гонок были неутешительными – Педро и Нараин вынуждены были бороться только друг с другом за последние места, а на первом Гран-При обе машины, уже традиционно, не уложились в 107% от времени лидера на квалификации и не были допущены к гонке 🙁 Вполне закономерным результатом стало последнее место по итогам первенства.

Нараин Картекиян - пилот HRT (2012 год)

Thesan Capital как оказалось хотела просто выгодно продать команду, но продавать-то было по сути нечего. У HRT пассивов было гораздо больше, чем активов – даже база в Мадриде была взята в аренду.

Под конец сезона ходили слухи, что у команды не было денег даже на новые детали и приходилось ставить уже использованные. Журналисты интересовались у гонщиков действительно ли это так и безопасно ли ездить на такой машине? Естественно, пилоты всё отрицали, но, как известно, дыма без огня не бывает. Не дожидаясь завершения сезона, практически все сотрудники были уволены, осталась только небольшая группа, которая работала непосредственно на трассе. А после окончания чемпионата команда была полностью распущена.

Одной из причин такого печального конца можно считать принцип распределения доходов между участниками чемпионата, согласно которому топ-команды получают гораздо больше, чем более маленькие команды. Это принцип действует уже более 10 лет и формировался в те времена, когда бюджеты команд были меньше, а разница в бюджетах команд могла быть нивелирована хорошим инженером. Сейчас же ситуация другая, и даже классный инженер при отсутствии огромного количества средств на доработку машины не в состоянии изменить расстановку сил.

Если ситуация не изменится в ближайшее время (например, маленькие команды не начнут получать стимулирующие выплаты при распределении доходов или не будет введено жесткое лимитирование бюджетов при большей технической свободе для инженеров), то через несколько лет участь HRT может постигнуть ещё несколько коллективов, особенно если учесть тот факт, что в 2014 году ожидается переход на новые моторы, который вызовет очередной рост затрат.