Себастьян Феттель - победитель Гран-При Малайзии 2013 Не прошло и недели после завершения Гран-При Австралии, а в Формуле 1 уже стартовал следующий этап — Гран-При Малайзии. Гонка в Мельбурне подняла планку зрелищности и зрительских ожиданий достаточно высоко, но, несмотря на это, Малайзия с её жарой и неожиданными ливнями не собиралась просто так отказываться от борьбы за самый красивый этап первенства. И борьба на трассе действительно вышла на славу, но, к сожалению, всю эту красоту затмил разразившийся на последних кругах гонки скандал.

К скандалу мы ещё обязательно вернёмся, а пока вспомним начало уик-энда, когда вся борьба была ещё впереди.

Уже во время свободных заездов стало понятно, что главными претендентами на подиум останутся всё те же — гонщики Ferrari, Red Bull, Mercedes и Lotus, хотя неплохо смотрелись и пилоты Force India. А вот McLaren и Williams никак не удавалось приблизиться к лидерам, зато намечалась борьба в последних рядах, где Caterham удалось несколько подобраться к Marussia, тогда как российская команда стала ещё немного ближе к командам средней группы.

Что касается внутрикомандных противостояний, то в Ferrari Масса проиграл Алонсо только в первой сессии свободных заездов, а в двух других бразилец был впереди испанца. В Red Bull более быстрым выглядел Феттель, немец смог даже возглавить протокол субботней сессии, а Уэббер хоть и всегда был недалеко, но всё-таки смотрелся чуть хуже напарника. В Mercedes оба пилота проявили себя неплохо и предсказать кто же из них лучше приспособился к трассе было просто невозможно. А вот в Lotus Райкконен смотрелся на порядок сильнее своего напарника: если Кими постоянно находился в числе лидеров и завершил одну из сессий на первой строчке протокола, то Грожан даже ни разу не смог попасть в первую пятёрку.

Квалификация

Жюль Бьянки

Первая часть квалификации прошла на сухом асфальте, но многие стремились показаться на трассе как можно раньше, чтобы, не дай Бог, не попасть под неожиданно начавшийся дождь. Что любопытно, многие лидеры уже с самого начала выбрали для квалификации более быстрый, опциональный, состав резины (Medium). Всё дело в том, что покрышки на трассе в Малайзии расходовались так быстро, что Себастьян Феттель даже высказал предположение, что имеющихся комплектов может не хватить на гонку. В такой ситуации выгоднее стало экономить на гонку комплекты более жёсткой резины (Hard), которая выдерживала несколько дольше опциональной. Лучшим в этой сессии оказался Адриан Сутиль, а компанию выбывших из борьбы составили уже привычные здесь пилоты команд Marussia и Caterham, а также Жан-Эрик Вернь и Валттери Боттас. Лучшим представителем «новых» команд вновь стал Жюль Бьянки, который практически на секунду опередил Шарля Пика и чуть более двух десятых не дотянулся до Боттаса.

По ходу второй части квалификации произошло то, чего многие опасались — пошёл дождь. И результаты фактически определились уже после первой серии кругов. Пилоты конечно пытались показать хороший результат на ещё не совсем намокшей трассе, но ничего не вышло. В итоге из борьбы выбыли — Роман Грожан, Даниэль Риккардо, Пол ди Реста, Пастор Мальдонадо и оба пилота Sauber.

Фернандо Алонсо и Фелипе Масса

Дождь продолжался недолго и завершился уже к началу третьей части квалификации. А выглянувшее солнце и разогретые колёса болидов улучшали ситуацию на трассе с каждым кругом. В такой ситуации каждый следующий круг оказывался быстрее предыдущего. Лучше всего приспособиться к ситуации смог Себастьян Феттель, который и завоевал поул. Второе время показал Фелипе Масса, а третье — его напарник по Ferrari Фернандо Алонсо. Далее должны был стартовать Хэмилтон, Уэббер, Росберг, Райкконен, Баттон, Сутиль и Перес, но Кими был оштрафован за блокировку Сутиля и переместился с седьмой позиции на стартовой решётке на десятую.

Гонка

Не обошлось без дождя и в воскресение. Ливень прошёл непосредственно перед гонкой, поэтому пилоты не могли стартовать на сликах. Все стартовали на промежуточной резине, но даже на ней пилотировать болиды без ошибок было совсем непросто. Путешествия за пределы трассы начались уже на прогревочном круге. Больше всех в этих приключениях пострадал Валттери Боттас, который повредил передний спойлер своего Williams. В британской команде смогли оперативно среагировать и ещё до старта с разрешения дирекции гонки заменили повреждённый элемент.

Старт Гран-При Малайзии 2013

Старт прошёл в борьбе. Феттель стартовал хорошо, но Алонсо стартовал ещё лучше, испанец опередил Массу и стал наседать на лидера. В одном из поворотов Фернандо оказался так близко к Себастьяну, что даже надломил свой передний спойлер коснувшись заднего колеса немца. Несмотря на повреждение болид Ferrari сохранял довольно приличный темп, и в итальянской команде решили рискнуть и не стали зазывать Алонсо в боксы после первого же круга. Решение выглядело несколько безрассудным и как оказалось не зря. При первом же торможении на втором круге спойлер отвалился окончательно, а испанский чемпион закончил Гран-При Малайзии в гравии.

Сход Фернандо Алонсо

Масса провалил старт откатившись к третьему кругу аж на шестое место, зато удачно стартовали Уэббер и Баттон. Дженс смог с 8 места передвинуться на четвёртое, а Марк после схода Алонсо оказался позади своего лидирующего напарника.

Уже на шестом круге началась первая волна пит-стопов. Феттель решил рискнуть и первым перейти на слики. За ним для этой же процедуры на пит-лейн отправился Фелипе Масса. А к девятому кругу «переобулся» уже весь пелетон. Столь массовая смена покрышек просто не могла обойтись без инцидентов. В Toro Rosso так стремились выпустить Жана-Эрика Верня на трассу, что не заметили заезжающего на пит-стоп Шарля Пика. Произошло столкновение, в результате которого пострадали оба болида, а команды потеряли драгоценное время. Кроме того, произошла заминка в Force India при замене левого заднего колеса на машине Адриана Сутиля. Как показало дальнейшее развитие событий это было только начало неудач индийской команды в этой гонке.

Ранний пит-спот не принёс Феттелю никаких привилегий, а даже наоборот немец пропустил вперёд Марка Уэббера. На третьем месте расположился Льюис Хэмилтон, а на четвёртое, опередив Баттона, вышел ещё один представитель Mercedes Нико Росберг. Также в десятку после неудачного старта вернулись оба пилота Lotus, причём Роман Грожан оказался непосредственно впереди Кими Райкконена.

Lotus

Вскоре и Роман, и Кими один за другим опередили Серхио Переса. Но между двумя обгонами произошло ещё одно событие — Пастор Мальдонадо не удержал на трассе свой болид и вынужден был отправиться в боксы для замены переднего спойлера.

На двадцатом круге началась вторая волна остановок. На этот раз в боксы первым отправился Марк Уэббер, однако это не помешало австралийцу в итоге сохранить лидерство. Во время вторых пит-стопов проявилась проблема в команде Force India: сначала Пол ди Реста потерял очень много времени в боксах, так как механикам никак не удавалось закрепить переднее левое колесо на его болиде, а затем та же участь постигла и Адриана Сутиля. Вскоре оба вынуждены были завершить гонку 🙁

Force India

Группа лидеров сближалась: Хэмилтон наседал на Феттеля, а Феттель, в свою очередь, достаточно близко подобрался к Уэбберу и даже начал жаловаться по радио, что Марк недостаточно быстр. Видимо об этом же было сказано и австралийцу, Уэббер прибавил и группа вновь растянулась.

Чуть позже тридцатого круга гонщики отправились уже на третий пит-стоп. Открыл волну остановок на этот раз Льюис Хэмилтон, остановившись на 31 круге. Его примеру последовали и другие: Уэббер, Росберг, Феттель, … Во время остановки Дженсона Баттона в боксах McLaren возникла заминка, которая стоила британцу места в десятке. Ранний пит-стоп позволил Льюису оказаться впереди Себастьяна, который останавливался двумя кругами позже, но на 39 круге Феттель вернул утерянную позицию. Себ быстро оторвался от Льюиса и стал приближаться к Марку, к тому моменту создавшему отрыв порядка 5 секунд.

Заминка на пит-стопе стоила Дженсу места в десятке

Вскоре лидеры отправились уже на 4 (!!!) пит-стоп. Подумать только, ещё не так давно 4 остановки в боксах считались чем-то необычным, а теперь это нормальная тактика… Спасибо за это Pirelli… На этот раз первым в боксы вновь отправился Хэмилтон, за ним Феттель, Росберг и Уэббер.

После пит-стопа австралийца напарники по Red Bull оказались в непосредственной близости (Феттель позади Уэббера). Завязалась борьба. Себастьян попытался пройти Марка, но Уэббер смог отстоять своё лидерство. В команде Red Bull дабы не рисковать потерей очков приказали пилотам сохранять позиции и перевести двигатели в щадящий режим. Марк Уэббер дважды поинтересовался, что в этом случае будет с отрывом, но его заверили, что всё останется на своих местах, и австралийский гонщик повиновался. Но Феттель, видимо почувствовав вкус замаячившей победы, проигнорировал решение команды и ринулся в атаку. После неравной, но красивой и продолжительной борьбы немец всё-таки вырвался в лидеры.

Похожая ситуация сложилась и в борьбе за третье место, на которое претендовали пилоты Mercedes. Хэмилтон занимал третью позицию, но вынужден был экономить топливо, а сзади его догонял Нико Росберг. Нико очевидно был быстрее Льюиса, но руководители немецкой команды предпочли исключить любой риск. Росс Браун лично передал Росбергу приказ сохранять позицию. Росс остался непоколебим даже несмотря на все заявления Нико, что он быстрее напарника. В этом случае гонщик подчинился приказу руководителя и не стал атаковать.

Пилоты Mercedes на Гран-При Малайзии 2013 года

У каждого зрителя, естественно, имеется свой взгляд на эти события. Но лично меня больше всего удивляет желание команд использовать командную тактику уже на второй гонке сезона когда практически весь чемпионат ещё впереди. Конечно понятно, что всем хочется набрать побольше очков в зачёт Кубка конструкторов, но не такой же ценой?!

И пусть в произошедшем нет ничего хорошего (кроме красивой борьбы, которую подарили нам пилоты Red Bull), но данная ситуация даёт немалую пищу для размышлений. Во-первых, сразу видно сколь значим авторитет руководителя команды — если в Mercedes слово Росса Брауна непререкаемо, то в Red Bull, как оказалось, указания Кристиана Хорнера лишь рекомендация для трехкратного чемпиона мира и не более того. Хорнеру придётся совсем не сладко, мало того что его авторитет был подорван, так ещё теперь ко всем его заботам добавляется более строгий контроль пилотов (истории ведь уже известны случаи во что могут вылиться подобные конфликты — Прост и Сенна, Мэнселл и Пике) и это при том, что один из пилотов является любимчиком Хельмута Марко, а потому ему все «шалости» сходят с рук.

Во-вторых, вновь вспомнились сравнения Феттеля с Сенной и с Михаэлем Шумахером. Но нет Себастьян Феттель — это не «второй Сенна» или «второй Шумахер», это именно «первый Феттель». Да конечно, все трое с большой долей вероятности пошли бы на этот обгон напарника, но всё дело в том как бы потом это преподносилось. Достоверно узнать это не возможно конечно, но можно предположить. Думается, что Сенна бы ещё до гонки заявил, что будет сражаться до конца и если представится такая возможность обязательно обгонит. Михаэль бы (как утверждает Эдди Джордан, в команде которого будущий семикратный чемпион начинал свою карьеру в Формуле 1, и я с ним согласен) заявил бы после обгона что-то в духе: «Я — гонщик. Я получаю деньги за то что выигрываю гонки. Я чемпион мира, а значит хорошо выполняю свою работу, и команда мне доверяет. Я имею право решать, выиграю я гонку или нет». А что сделал Себастьян? Он сначала извинился перед командой, а затем (уже во время Гран-При Китая) заявил, что если будет такая возможность сделает тоже самое. Вы как хотите, а мне совсем не импонирует такое поведение трёхкратного чемпиона.

В-третьих, всплыл вопрос о будущем Марка Уэббера. Ходили слухи, что Марк может покинуть команду уже по ходу этого чемпионата (чего на мой взгляд не случиться) и с большой долей вероятности не будет выступать за Red Bull в следующем году. Поговаривают, что будто бы Уэббер уже подписал пятилетний контракт с Porshe и со следующего года будет выступать в гонках на выносливость. Это больше похоже на правду, хотя всё равно остаются сомнения. Мне, например, не верится, что Марк вот так вот в одночасье решил покинуть Формулу 1, да ещё сразу подписал такой длительный контракт… Уж слишком это на него не похоже. Да и никакого подтверждения этой информации ещё не поступало. Если вдруг уход Марк всё-таки произойдёт, будет очень обидно, что «королевские гонки» потеряют ещё одного классного гонщика. Кстати, на ещё не освободившееся место Марка Уэббера в Red Bull уже активно сватают Кими Райкконена.

Под конец гонки в Малайзии произошло ещё пару сходов. Сначала из борьбы из-за проблем с KERS выбыл Пастор Мальдонадо, а потом остановил свой болид и Даниэль Риккардо. Фелипе Масса же, используя преимущество более свежей резины, опередил одного за другим Райкконена и Грожана и завершил гонку пятым.

Грустный подиум

На подиуме царила мрачная атмосфера: Феттель понял что накосячил, Марк был в обиде на весь свет, а Льюис переживал что его подиум за новую команду получился таким, не совсем справедливым. В итоге все трое с трудом выдавливали из себя жалкое подобие улыбки. Это был самый грустный подиум на памяти многих, а может быть даже и во всей истории Формулы 1.

Результаты гонки

  1. Себастьян Феттель
  2. Марк Уэббер
  3. Льюис Хэмилтон
  4. Нико Росберг
  5. Фелипе Масса
  6. Роман Грожан
  7. Кими Райкконен
  8. Нико Хюлькенберг
  9. Серхио Перес
  10. Жан-Эрик Вернь
  11. Валттери Боттас
  12. Эстебан Гутьеррес
  13. Жюль Бьянки
  14. Шарль Пик
  15. Гидо ван дер Гарде
  16. Макс Чилтон
  17. Дженсон Баттон
  18. Даниэль Риккардо

Личный зачёт

1 Себастьян Феттель 40
2 Кими Райкконен 31
3 Марк Уэббер 26
4 Льюис Хэмилтон 25
5 Фелипе Масса 22
6 Фернандо Алонсо 18
7 Нико Росберг 12
8 Роман Грожан 9
9 Адриан Сутиль 6
10 Нико Хюлькенберг 4
11 Пол ди Реста 4
12 Серхио Перес 2
13 Дженсон Баттон 2
14 Жан-Эрик Вернь 1
15 Валттери Боттас
16 Эстебан Гутьеррес
17 Жюль Бьянки
18 Шарль Пик
19 Гидо ван дер Гарде
20 Макс Чилтон
21 Даниэль Риккардо

Кубок конструкторов

1 Red Bull 66
2 Lotus 40
3 Ferrari 40
4 Mercedes 37
5 Force India 10
6 Sauber 4
7 McLaren 4
8 Toro Rosso 1
9 Williams
10 Marussia
11 Caterham

Оценки пилотов

F1Alliance Autosport Auto Motor und Sport Autosprint
Себастьян Феттель 8 4 5 8
Марк Уэббер 9 8 9 8
Льюис Хэмилтон 8 8 7 7
Нико Росберг 8 8 9 7
Фелипе Масса 7 8 7 6
Роман Грожан 8 7 7 7
Кими Райкконен 7 6 6 6
Нико Хюлькенберг 8 9 8 6
Серхио Перес 7 7 6 6
Жан-Эрик Вернь 7 8 7 7
Валттери Боттас 7 7 5 6
Эстебан Гутьеррес 6 6 6 5
Жюль Бьянки 9 9 8 7
Шарль Пик 8 8 4 5
Гидо ван дер Гарде 7 7 2 5
Макс Чилтон 5 5 2 5
Дженсон Баттон 8 9 8 7
Даниэль Риккардо 6 6 6 5
Пастор Мальдонадо 5 5 5 4
Адриан Сутиль 6 7 7 5
Пол ди Реста 6 6 5 5
Фернандо Алонсо 5 4 4 4