Кими Райкконен Вот наконец-то и стартовал сезон в Формуле 1. Этого момента все болельщики ждали с большим нетерпением. И Австралия опять не подвела — порадовала красивой гонкой, захватывающей борьбой на трассе и любопытными результатами.

Практически весь уик-энд в Австралии прошёл под знаком дождя, хотя поначалу этого ничто не предвещало. Ещё в начале недели в Мельбурне стояла не привычная для этого времени года жара — +37С. А пятничные свободные заезды и вовсе прошли в комфортных условиях — температура несколько упала, но дождя ещё не было. Зато погода отыгралась в субботу…

На первых двух сессиях свободных заездов, которые прошли в пятницу, прекрасно выглядели машины команды Red Bull, а лидер «быков» — Себастьян Феттель был неудержим и занял первые строчки в протоколах обеих сессий. Последняя сессия свободных заездов в рамках Гран-При Австралии 2013 получилась скомканной: первые несколько минут трасса оставалась сухой, но над автодромом висели тучи, а потом пошёл дождь. Гонщики вынуждены были отсиживаться в боксах и только ближе к концу сессии вернулись на трассу. Лучшим осталась время Романа Грожана, показанное ещё посуху.

Квалификация

Нико Хюлькенберг

Дождевые приключения на свободных заездах не закончились, напротив, всё только начиналось. Квалификация стартовала в ненастную погоду, её старт даже был отложен из-за дождя на 30 минут. За это время дождь стих, а сотрудники автодрома немного просушили траекторию при помощи швабр. Чарли Уайтинг разрешил начало квалификации, и гонщики показались на трассе. На скользкой трассе практически никому не удалось избежать ошибок. Ван дер Гарде сломал передний спойлер, не избежали разворотов Хэмилтон и Масса, а под конец сессии друг за другом повредили свои болиды Пик и Гутьеррес, причём авария мексиканца выглядела очень серьёзной. В итоге из третьего сегмента не вышли пилоты Caterham и Marussia, а также Гутьеррес и Мальдонадо, причём Шарль Пик не смог преодолеть рубеж 107% от времени лидера, коим стал Нико Росберг.

Но узнать обладателя поула в этот день было не суждено. Дождь вновь усилился, и после нескольких задержек, в связи с приближающимися сумерками, оставшиеся две сессии было решено перенести на 11.00 воскресения (4.00 по Москве).

Победитель квалификации - Себастьян Феттель

В воскресение квалификация началась вновь на сырой трассе, но на этот раз обошлось без задержек. В финальную десятку не смогли попасть Боттас, Перес, Риккардо, Вернь, Сутиль и Хюлькенберг. Трасса стремительно подсыхала и в середине третьего сегмента пилоты смогли перейти на слик. В результате быстрее всех вновь оказался Себастьян Феттель, второе время показал Марк Уэббер, а третьим стал Льюис Хэмилтон. Любопытно, что Фелипе Масса смог опередить своего партнёра по Ferrari Фернандо Алонсо на 3 тысячных секунды, а Дженсон Баттон на McLaren занял лишь 10 место.

Гонка

Ещё до начала гонки  пелетон лишился одного участника, несмотря на то, что Шарль Пик был допущен на старт — команда Sauber заявила, что Нико Хюлькенберг не сможет стартовать из-за проблем в топливной системе его болида (была обнаружена трещина в бензобаке). Уже после гонки появилась информация, что машина Нико была отправлена на базу, а новое шасси к Гран-При Малайзии будет собрано вокруг запасного монокока.

Старт Гран-При Австралии 2013

На момент старта трасса оставалась сухой, но небо было пасмурным, и дождь мог начаться в любой момент. Практически все гонщики выбрали для начального отрезка гонки более мягкий состав резины (SuperSoft), но были и те кто предпочёл Medium: Сутиль, Риккардо, Перес и Мальдонадо. Старт обошёлся без аварий. Себастьян Феттель, уверенно стартовав, сохранил лидерство и начал отрываться. Казалось вновь сработает излюбленная тактика Red Bull (создать отрыв на первых кругах и не пускать соперников в зону DRS), но этого не произошло. Фелипе Масса, который опередил провалившего старт из-за проблем в KERS Марка Уэббера, сначала отбил атаки своего партнёра Фернандо Алонсо, а затем смог приблизиться к Феттелю. Кими Райкконен смог обойти Льюиса Хэмилтона, а второй австралиец Даниэль Риккардо тоже стартовал неудачно и откатился в конец пелетона.

Первая волна пит-стопов началась очень рано. Первым в боксы отправился Дженсон Баттон уже на 5 круге. За ним последовали все те, кто стартовал на шинах SuperSoft. Дольше всех задержался на трассе Нико Росберг — он провёл пит-стоп на 15 круге. Поначалу казалось, что более поздняя остановка способна принести некое преимущество, но ни Фелипе Масса, который останавливался на круг позже Феттеля, ни Алонсо, останавливавшийся ещё на круг позже Массы, ни смогли извлечь из этого ничего. А в лидеры вышел, стартовавший на Medium и ещё не останавливавшийся на пит-стоп, Адриан Сутиль.

Адриан Сутиль и Себастьян Феттель

Вторая волна остановок началась в районе двадцатого круга Гран-При Австралии и принесла важные изменения. Во-первых, стало понятно, что большинство выбрало тактику трёх пит-стопов. Во-вторых, Адриан Сутиль остановился на одном круге с Себастьяном Феттелем и продолжил борьбу в группе лидеров. Поначалу Адриан был впереди, но через некоторое время Себастьян опередил гонщика Force India. Но самое главное, что Алонсо, остановившийся кругом ранее двух немцев возглавил гонку. Масса на этот раз провёл пит-стоп позднее своего напарника, что не позволило ему ни удержать испанца позади себя, ни опередить Феттеля и Сутиля — бразилец остался четвёртым.

На 26 круге, за круг до предполагаемого второго пит-стопа, Пастор Мальдонадо вылетел с трассы, завяз в гравии и вынужден был закончить гонку. А буквально на следующем круге Гран-При Австралии завершился и для Нико Росберга, у немца возникли проблемы с электрикой.

Пастор Мальдонадо

В районе 30-35 кругов на второй пит-стоп отправилась ещё одна группа гонщиков, тех кто планировал завершить гонку с двумя остановками: ди Реста, Хэмилтон, Райкконен. Льюис перед своим пит-стопом сражался с Алонсо за вторую позицию, а Кими и вовсе лидировал. Не успела закончиться одна волна пит-стопов, как сразу же началась другая. На этот на завершающую остановку в боксы направились те, чья тактика предполагала три смены резины по ходу дистанции, в том числе Алонсо, Феттель и Масса. Фелипе оказался первым из этой троицы, затем — Себастьян, а уже потом — Фернандо. Такая тактика не принесла перестановок внутри этой группы, но позволила Феттелю и Массе опередить Хэмилтона.

На 41 круге пелетон вновь уменьшился. Даниэль Риккардо из-за проблем с выхлопной системой вынужден был остановить свой болид в боксах. Парой кругов позже на пит-лейн отправился и Льюис Хэмилтон, но лишь для того чтобы провести ещё один пит-стоп. Видимо, в Mercedes так и не удалось решить проблему повышенного износа резины 🙁 Хотя делать выводы ещё рано, посмотрим, как будет вести себя машина немецкой команды в следующих гонках.

На 47 круге боксы посетил Адриан Сутиль, для немца эта была всего лишь вторая остановка, но ему предстояло проехать около 10 кругов на шинах SuperSoft. Пилот Force India выехал на трассу на пятом месте, но резина быстро износилась и он пропустил вперёд Хэмилтона и Уэббера. Австралиец несколькими кругами ранее обогнал также другого гонщика «индийской силы» Пола ди Ресту.

На протяжении всей гонки погода оставалась пасмурной, а метеорадары даже в какой-то момент предсказывали начало дождя на трассе. И дождь действительно пошёл. Хотя «пошёл» это громко сказано, на трассу упали буквально несколько капель, и не оказали какого-либо влияния на ход гонки.

Победители Гран-При Австралии 2013

Первая победа в сезоне досталась Кими Райкконену, а компанию ему на подиуме составили Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель. Также хочется особо отметить Адриана Сутиля, который хоть и не смог в итоге побороться за подиум, но показал, что находится в превосходной форме, и Жюля Бьянки. Француз не только оставил позади коллег из «новых» команд, но и установил лучшее время круга на резине SuperSoft (лучший круг всей гонки остался за победителем, но пройден он был на шинах Medium), что согласитесь неплохо для новичка на одной из слабейших машин чемпионата, даже не смотря на то, что это время было показано на машине практически с пустыми баками.

Результаты гонки

  1. Кими Райкконен
  2. Фернандо Алонсо
  3. Себастьян Феттель
  4. Фелипе Масса
  5. Льюис Хэмилтон
  6. Марк Уэббер
  7. Адриан Сутиль
  8. Пол ди Реста
  9. Дженсон Баттон
  10. Роман Грожан
  11. Серхио Перес
  12. Жан-Эрик Вернь
  13. Эстебан Гутьеррес
  14. Вальтери Боттас
  15. Жюль Бьянки
  16. Шарль Пик
  17. Макс Чилтон
  18. Гидо ван дер Гарде

Кубок конструкторов

1 Ferrari 30
2 Lotus 26
3 Red Bull 23
4 Mercedes 10
5 Force India 10
6 McLaren 2
7 Toro Rosso
8 Sauber
9 Williams
10 Marussia
11 Caterham

Оценки пилотов

В этом сезоне в обзорах Гран-При я буду выставлять свои оценки гонщикам (по 10-бальной шкале), а в конце чемпионата подсчитаю средний балл. Таким образом, получится любопытный рейтинг пилотов Формулы 1, независящий от силы машины. Для сравнения буду приводить оценки авторитетных изданий. Итак, таблица по результатам Гран-При Австралии 2013:

F1Alliance Autosport Auto Motor und Sport Autosprint
Кими Райкконен 9 9 9 10
Фернандо Алонсо 9 8 9 9
Себастьян Феттель 8 7 8 7
Фелипе Масса 8 7 8 8
Льюис Хэмилтон 8 8 7 8
Марк Уэббер 6 6 6 6
Адриан Сутиль 9 8 9 8
Пол ди Реста 7 8 7 6
Дженсон Баттон 7 8 7 6
Роман Грожан 5 5 4 5
Серхио Перес 6 7 5 4
Жан-Эрик Вернь 6 6 6 6
Эстебан Гутьеррес 4 6 5 5
Вальтери Боттас 6 7 6 5
Жюль Бьянки 8 8 8 7
Шарль Пик 3 6 2 5
Макс Чилтон 5 7 3 5
Гидо ван дер Гарде 5 6 2 4
Даниэль Риккардо 5 4 4 5
Нико Росберг 7 7 6 6
Пастор Мальдонадо 3 3 2 4
Нико Хюлькенберг 7 7 6 б/о